vlush (vlush) wrote in musei_kino,
vlush
vlush
musei_kino

Categories:

Масахиро Синода. "Высохшее озеро", 1960.

Ходил на первый фильм программы, и второй в фильмографии Масахиро Синоды (цв, ш/э; из особых пометок - на рутрекере отсутствует). Как во всяком раннем фильме есть ощущение наивности и неполноты, происходящее скорее всего от несоответствия возможностей и порыва. Если "Сетику Офуна" должна, по старинке, нести тепло и долю сентиментальности, то от мировоззрения молодых авторов (Масахиро Синода, Сюдзи Тераяма) веет холодом и жесткостью (все герои "озера" так или иначе заканчивают скверно: одна девушка идет в содержанки, другая ради денег позволяет унижать себя на вечеринке богатых отпрысков, кто-то кончает самоубийством, кто-то остается один). Фильм снят в контексте событий 1960 года - периода студенческих волнений против ратификации американо-японского договора о безопасности. Наличие лирических сценок и иллюстраций студенческой борьбы напрямую позволяет вспомнить фильм-одногодку "Повесть о жестокой юности" Нагисы Осимы (хотя Осима более эстетичен). Синода больше декларирует ожидание реализма, нежели предлагает сам реализм, хотя его главный герой - бунтовщик без причины, хулиган с претензией на поступок, в каждом эпизоде хамящий окружающим лицам - обязывает к отрыву. Но ничего этого не происходит, чем, надо сказать, создается весьма не глупая концовка. Синода не позволил своему избалованному герою стать мучеником-подрывником, который надурачившись по ходу фильма, к финалу сюжета изготовил самодельную бомбу, чтобы возвыситься над сверстниками, утерев нос пацифистам из студенческого комитета и всем своим подружкам. Тем не менее, в целом от фильма есть впечатление каши, вроде той которая красуется на стене героя в его лачуге - в виде коллажа из фотографий вождей (Че Гевара, Хирохито, Хрущев, Гитлер, еще кто-то). Интересно отметить и то, что несколько японских авторов (Синода, Осима) выходили на экран год в год с общественно значимыми событиями по принципу "утром в газете, вечером в куплете". Время порождает атмосферу искусства - говорила Нея Зоркая про шестидесятников. Хотя ничего подобного ныне в нашем кино нет (кроме, пожалуй, "Зима, уходи"). Молодежь у Синоды показана такой, какой и ей и положено быть - нервной, сексуально озабоченной, душевно ранимой. Но все-таки Синода снимает молодежное кино как бы на языке "папиного", чем отчасти напоминает молодежные фильмы СССР (только без секса и революционного бунтарства). Наши фильмы, исполненные нередко фальшивой лирики и притушенной реальности как бы тоже снимались для старшего поколения. При этом наши обязаны были высматривать светлое будущее, тогда как новая волна японского кино, напротив, убеждена в его мрачной перспективе. Из окна 1960-ого года Япония виделась молодым авторам страной без будущего, "высохшим озером". Не удивительно, что они (и авторы, и страна) в итоге победили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments